Дорожные эксперты: новая трасса сквозь Химкинский лес будет вести в никуда
20.08.2010
Михаил Блинкин: строительство дороги, которая ведет в никуда — знак полного отсутствия транспортного планирования на государственном уровне.
Вчера на Чистых прудах состоялась
акция протеста защитников Химкинского леса. Экологи и правозащитники
собирают подписи за пересмотр проекта трассы Москва-Санкт-Петербург,
которая должна пройти по лесу. научный руководитель НИИ транспорта и
дорожного хозяйства, специалист по дорожному движению и транспортному
планированию Михаил Блинкин в
интервью корреспонденту «Полит.ру» рассказал о том, что он думает по
поводу строительства трассы, о необходимости которой так много говорят.
Давайте по порядку. Я немножко знаком с людьми, которые
называют себя защитниками Химкинского леса и отношусь к ним с большой
симпатией. На митинги я не хожу в силу возраста и неверия в
эффективность такого рода деятельности. Но как человек, который
долго-долго, много десятилетий уже занимается транспортными дорогами, я
вообще не могу понять, чего там строить. Даже вне зависимости от того,
как мы строим — через лес или более разумным путем.
Этот кусочек
от Бусиновской развязки и до 58-го километра, головной участок, который
мы сейчас начали строить, упирается пока в никуда, потому что
Бусиновская развязка по Генплану развития Москвы 25-го года должна
продолжится Северной рокадой в сторону Ногинска. Северная рокада не то,
что не построена, а вообще не понятно, когда ее построят. Я не понимаю,
зачем упирать многополосную, скоростную, мощнейшую дорогу в Т-образный
перекресток. Туда можно поехать по МКАДу либо налево, либо направо, на
запад или на восток, а прямо пока ехать некуда. Пока не будет прямого
движения, этот участок в транспортном смысле выглядит фантастически.
Зачем мы его строим? Пять скоростных полос упираются в перегруженную
МКАД и становятся в пробки. Какая разница, в какую сторону они ехали,
какая разница, с какой они скоростью ехали — 150 километров в час или
15 километров в час? Они все равно будут стоять в пробке.
У
проектировщиков были разные планы. План прохождения трассы через
Химкинский лес основан на чрезвычайно, я бы сказал, игривом, если не
сказать, жульническом экономическом расчете. Выкуп земли, отселение и
переселение людей считалось по рыночным ценам, сложившимся в
Подмосковье, что правильно. А вырубка 144 гектаров Химкинского леса
считалась по условным кадастровым оценкам, которые существуют для
взаиморасчетов между Министерством транспорта, которое платит за
высвобождение земли, перевод из лесного фонда в земли транспортные, и
Рослесхозом, который эти деньги получает на счет по учету лесного
дохода. Сравнивать рыночные цены с условными взаиморасчетами двух
федеральных ведомств — это просто откровенное жульничество.
Химкинский
лес должен быть оценен хоть по сколько-нибудь справедливым
экологическим оценкам, то есть с учетом федеральных экстерналий, ведь
эти подмосковные леса и водно-болотные угодья — это некоторый рубеж,
который спасает Москву просто от экологических катастроф. Если кому-то
это не было понятно в силу плохого образования, то за последний месяц
даже идиоты, наверное, выучили, что Москва, с точки зрения задымления и
качества воздуха, абсолютно не защищена. Вырубать леса в ближнем
Подмосковье... формально можно все оценить в деньгах, да, но там должны
быть очень суровые деньги.
Гектар леса в ближнем Подмосковье
должен стоить бешеных денег, потому что каждый ликвидированный гектар
для самых благих нужд - это абсолютно реальное увеличение смертности в
городе Москве, что и показал последний месяц. В расчетах это не было
учтено абсолютно. И это откровенное жульничество.
Есть ли шанс предотвратить вырубку Химкинского леса?
В
разумность наших властей я не очень верю. Есть у наших властей еще одна
замечательная особенность: даже если более-менее логические выводы уже
поняты и восприняты, сам факт, что мы взяли и уступили общественному
давлению для наших властей абсолютно не приемлем. Власти, общественному
давлению не уступают никогда.
Но ведь трасса Москва — Санкт-Петербург нужна?
Существует
совершенно замечательная дорога, построенная господином Лужковым, это
главный участок Москва — Санкт-Петербург в пределах Москвы. Условно
скажем, от площади Белорусского вокзала до МКАД. Широченная,
многополосная трасса, на нее огромные деньги потрачены, сделана она
блестяще. Она упирается в узкие Химки. В Химках 6 полос, слева стоят
жилые дома, справа стоят торговые центры, построенные в самое последнее
время. Дальше — трудный участок Ленинградки. В Химках совсем плохо, но
уже за Клином совсем свободно.
Для того чтобы решить
первоочередную транспортную задачу надо было любыми средствами
расширить главный участок федеральной трассы М10, в том числе,
посредством сноса части этой торговой недвижимости. И транспортная
задача на ближайшие годы была бы решена очень здорово и гораздо
дешевле, чем строить новую дорогу. Идея, строить в Москве дорогу,
которая упирается в никуда, потому что вроде никто не собирается
расширять старый участок М10, и в Подмосковье строить дорогу, которая
упирается в никуда, потому что в Москве она не продолжается пока ничем
(Северную рокаду мы еще не построили и непонятно, когда построим) — это
полное отсутствие транспортного планирования на государственном уровне.
Почему нельзя было сделать как надо?
Потому
что вместо транспортного планирования у нас есть совокупность
местнических, коммерческих, амбициозных и всяких других задач.
Целостного транспортного планирования на уровне московской
конгломерации или на уровне всей части Российской Федерации, на уровне
всей территории Российской Федерации, я на сегодняшний день в России
просто не наблюдаю. Это очень печальный, это очень тревожный факт.
Мы
со свистом и со скандалом с общественностью строим дорогу в
Подмосковье, но она приходит не в широченную дорогу, сделанную в
Москве, а туда, где дорогу еще только предстоит построить. А после мы
говорим про то, что нужна новая дорога на Санкт-Петербург. Теоретически
нужна. Но есть неотложные задачи на сегодня. Пробки стоят - вот это
задачи неотложные, задачи стратегические.
Под демагогический
разговор, когда люди совершенно не понимают ни географии, ни
трассирования дорог, мы строим эту дорогу. А за счет чего станет лучше,
если 5 полос скоростных упрется в Т-образный перекресток с МКАДом?
Начальники говорят чушь либо по неведению, либо, желая кого-то
обмануть.
А как аргументируются эти действия?
«Неужели
между двумя столицами не нужна новая скоростная дорога?» — все держится
на этом тезисе. «Жуткий дефицит дорог в центральной России» — чистая
правда. «Нужна скоростная трасса, которая свяжет две столицы» — чистая
правда. Но когда говоришь о самой приземленной географию, никто это
обсуждать не хочет. Говорят: Вы что, против дорожного строительства?
Нет, я самый большой в России сторонник дорожного строительства. Я
просто таблицу умножения когда-то с детства выучил и географию неплохо
знаю.
Когда должна появиться Северная рокада?
Северная
рокада стоит в Генплане до 2015-го года. Но с учетом реалий, того, как
сейчас все строится, до 15-го года хорошо бы закончить те стройки, где
Москву уже разрыли, потому что нельзя остановиться. Начатые стройки в
Москве надо завершить, потому что там уже и техника подтянута, и
территория разрыта и так далее. По Северной рокаде серьезных работ еще
не ведется. Нет, рано или поздно ее построят. Вопрос, как будет с
деньгами, как будет с другими стройками в Москве, а их довольно много.
Каждая имеет свой приоритет и своих лоббистов.
Химки
задыхаются в этих заторах — это чистая правда. Но там, правда, какие-то
инопланетяне резервную зону главной федеральной дороги М10 продали под
коммерческую застройку. Кто это сделал, кто и как подписывал документы, — я представления не имею. Инопланетяне, не иначе. А отселение жителей
в Химках и так происходит. Дома сносят, только освобождают их не для
дорожного строительства, а для строительства 4-этажного коммерческого
корпуса на продажу. То есть там каждый шаг, куда ни ткни, сплошное
вранье. Надо отселять этих несчастных людей, которые живут между
автомобильной и железной дорогой, это действительно ужасное место, а
там строится еще больше.
Каждый шаг чиновников, отвечающих за
эту ситуацию, — совершенное вранье. Я уж не говорю про вещи, которые
меня уже веселят даже, когда главным спикером защиты проекта
объявляется некий мужичок — начальник ПГУ «Дороги России», который
вообще в дорожном мире не известен. Откуда-то взяли чиновника общего
профиля и назначили дорожником, главным представителем заказчика по
этому проекту. Что это, солидный человек в дорожном деле, который
говорит: я это придумал, я это отстаиваю, потому что у меня такие вот
аргументы? Нет. А с него взятки гладки. Потом его переведут на банное
дело, или парфюмерное, или еще куда-нибудь.
// Полит.ру