ОАО "Пятовское карьероуправление" является одним из старейших предприятий Калужской области, специализирующихся на добыче и переработке известняка. История его образования восходит к 1936 г. За все время существования на предприятии уделялось большое внимание техническому прогрессу, внедрению новой техники и передовых технологий. Об этом говорят те факты, что на предприятии впервые в 60х годах была отработана технологическая линия по выпуску щебня фракции 5-20 мм. По этой технологии выпуска щебня фракции 5-20 мм было рекомендовано организовать работу смежных предприятий отрасли.
Историю развития Пятовского карьероуправления предопределили геологоразведочные работы, связанные с поиском полезных ископаемых на территории Калужской области, которые были закончены в 1936 году. Результатом изыскательских работ явилось обнаружение на территории области значительных запасов известняков, годных для использования в различных областях народного хозяйства страны. В 1936 году на разведанном месторождении известняков Наркомат путей сообщения (НКПС) открыл Груздовский каменный карьер для нужд путевого хозяйства. В 1937 году для этих же нужд НКПС открывает второй - Васильевский карьер, находящийся вблизи Груздовского карьера. Свои названия карьеры получили от названия деревень, расположенных рядом с карьерами.
Уровень развития техники тех лет предопределил и примитивную технологию добычи и переработки известняка: вскрытие и транспортировка горных пород осуществлялась гужевым транспортом, а переработка известняка в щебень и бутовый камень производилась исключительно вручную. В 1940 году в карьерах были проложены первые узкоколейные железные дороги, по которым камень из карьера вывозился в вагонетках ёмкостью 0,75-1,0 м3 с помощью гужевого транспорта и вручную.
В период Великой Отечественной войны работы в карьерах не прекращались. По окончании войны возросла потребность в известковом щебне для восстановления разрушенного народного хозяйства. Для этих целей МПС (бывш. НКПС) в 1949 году начало строительство щебёночного завода №16 в котором технологией уже была предопределена механизированная переработка известняка в щебень. Строительство щебёночного завода №16 в 1949 году и явилось отправной точкой будущего предприятия - Пятовского карьероуправления.
В это же время появились и средства механизации работ в карьере - доставка известняка на завод осуществлялась в вагонетках с помощью мотовоза. Однако погрузка камня в вагонетки осуществлялась вручную, что конечно же сдерживало производительность завода. Для исключения ручного труда при погрузке камня в вагонетки к концу 40 - х годов был использован первый паровой экскаватор, который к началу 50 - х годов был заменён на более производительный дизельный экскаватор ЧКД - МС производства Чехословакии.
Все вышеуказанные карьеры и щебзавод №16 структурно принадлежали Полотняно - Заводскому карьероуправлению. В 1956 году Плотняно - Заводское карьероуправление было реорганизовано и на базе Груздовского, Васильевского карьеров и щебзавода №16 было образовано Пятовское карьероуправление. Это преобразование было связано с передачей известняковых карьеров из состава МПС в состав вновь созданного Управления - Главмоспромстройматериалы в г. Москве.
В это время в Москве получает широкое развитие промышленность сборного железобетона для нужд жилищного и промышленного строительства. Одновременно остро встаёт вопрос о резком увеличении производства щебня для нужд строительства гг. Москвы, Калуги и Калужской области. Вследствие этого на Пятовском карьероуправлении с 1958 года начато строительство дробильно - сортировочной фабрики (ДСФ) мощностью 350 тыс.м3 щебня в год с одновременным открытием нового сырьевого карьера. Кроме этого строится цех горного транспорта с тёплыми боксами для стоянки и ремонта автотехники. На смену мотовозной тяги приходит более производительный автотранспорт: автосамосвалы "МАЗ - 205" и "ЗиЛ - 585". В карьере появляются более мощные экскаваторы ОМ -202 и Э - 505.
В цехе первичного дробления ДСФ монтируется мощная дробилка "УЗТМ", производительность которой 200 т/час, одновременно отрабатывается технология производства щебня фракции 5-20 мм. С вводом в строй ДСФ, выпуск щебня на Пятовском карьероуправлении увеличился в два раза по сравнении с предыдущими периодами.
Ко второй половине 60-х годов у потребителей ещё возрастает потребность в щебне, однако мощность ДСФ в 350 тыс.м3 щебня в год уже достигнута и превышена. С целью дальнейшего увеличения мощности ДСФ до 500-600 тыс.м3 щебня в год начинается реконструкция всей ДСФ без остановки технологического процесса выпуска всех видов продукции: пород карбонатных для асфальтонаполнителя, муки известняковой для известкования кислых почв и щебня фракции 5 - 20 мм для нужд строительства Москвы, Калуги и Калужской области. Одновременно происходит обновление карьерных и автотранспортных машин на более мощные и современные. С 1964 года в карьер на смену экскаваторам Э - 2005 и Э - 2503 приходят экскаваторы ЭКГ - 4,6А, а в транспортный цех на смену автомобилям "МАЗ - 205" и "ЗиЛ - 585" пришли автомашины "КрАЗ - 256" и "БелАЗ - 540". Обновляется и бульдозерный парк с бульдозеров С - 8 и С - 100 на бульдозеры Т - 170 и Т -130.
В 1969 году был закончен ещё один важный этап реконструкции ДСФ - автоматизация всего технологического процесса работы, позволяющая управлять всей технологической цепочкой с места оператора пульта управления ДСФ. Для оперативной связи радиофицированы все рабочие места на ДСФ для связи с оператором пульта управления ДСФ. Результатом реконструкции ДСФ явилось как увеличение выпуска всех видов продукции, так и высвобождение большого количества тяжёлого ручного труда в производственном цикле.
К середине 70-х годов технология производства щебня и других видов продукции была освоена и успешно работала. Но коллектив Пятовского карьероуправления на достигнутых результатах не останавливался, постоянно шёл поиск наиболее современных, высокопроизводительных и оригинальных решений совершенствования технологического процесса. Данный факт подтверждается тем, что на второй стадии дробления применяли две роторные дробилки С - 643. В то время Пятовское карьероуправление было первым и единственным предприятием в СССР, где вторичное дробление осуществлялось исключительно роторными дробилками. Непосредственно в карьере предприятия впервые в стране была смонтирована и освоена дробилка С -790.
По технологической схеме, разработанной и внедрённой на Пятовском карьероуправлении, было рекомендовано организовать работу родственных предприятий отрасли. Коллектив инженерно - технических работников предприятия, совместно с научными работниками Московского горного института и института ВНИПИИстромсырьё разработали и внедрили в производство резиновые просеивающие поверхности для грохотов, на что было выдано несколько авторских свидетельств на изобретения.
В 80-х годах на предприятии была разработана и успешно внедрена в производство технологическая линия по извлечению щебня фракции 40-70 мм из отходов производства, причём данная разработка была отмечена Золотой медалью ВДНХ СССР.
И в настоящее время на ОАО "Пятовское карьероуправление", которое является правоприемником Пятовского карьероуправления большое внимание уделяется техническому процессу: парк технологических автомобилей полностью переведён на автомобили "БелАЗ - 7522, 7523", в карьере экскаваторный парк состоит из экскаваторов ЭКГ - 5А, а на вскрышных работах используется экскаватор ЭКГ -10, бульдозерный парк представлен машинами Т - 130, Т - 330, Т - 500, на ДСФ установлена новая дробилка СМД - 87. Для уменьшения воздействия сейсмических и акустических волн при разделке негабарита в карьере был применён гидропневматический молот М20А на базе экскаватора ЭО - 4224.
Для увеличения мощности предприятия в карьере ОАО "Пятовское карьероуправление" смонтирована передвижная дробильно - сортировочная установка.
В последние годы на ДСФ проведена большая работа по освоению выпуска новых видов продукции на существующем оборудовании. В настоящее время помимо ранее выпускавшегося щебня фракции 5-20 мм, освоен выпуск щебня фракций 3-10, 5-40, 20-40 мм, что позволяет удовлетворить запросы многих потребителей. На выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия и сертификат радиационного качества.
По итогам Всероссийского конкурса (1997 г.) на лучшую организацию и предприятие строительного комплекса наше предприятие вошло в 30 лучших предприятий промышленности строительных материалов России. В 2000 и 2001 годах по итогам этого же конкурса наше предприятие вошло в рейтинг 100 лучших предприятий отрасли, в 2002 году предприятие вновь вошло в 100 лучших предприятий отрасли и стало лауреатом VI Всероссийского конкурса, информация об этом размещена на страницах международного журнала официальной информации в строительстве "Поиск. От проекта до ключа".